Серия «Музыка массам»
Музсектор Госиздата, Москва, 1929-1931

Address: Неглинная, 14.
Printing house: Нотопечатня Гиза, Колпачый пер., 13.

Музсектор Госиздата образован в 1922 г. из Музиздата (Государственного музыкального издательства Наркомата просвещения). Серия «Музыка массам» выходила под эгидой Всероссийского рабочего музыкального общества. От имени Музсектора вышло около 200 номеров. В 1930 Музсектор преобразован в Музгиз, в 1931 серия продолжена, а лакуны восполнены (например, №149 Музсектор не выпустил, он был выпущен Музгизом в 1931). К лету 1931 Музгиз выпустил более 80 новых номеров «Музыки массам», затем серия переименована в «Дешевую библиотеку». Выпущенные Музсектором номера «Музыки массам» были переизданы как «Дешевая библиотека» с пометкой «2-е изд.»

18 х 13 cm



Full content

1. Милее всех был Джемми. Шотландская песня. Ср. гол. с фп. Л. Бетховен.
2. Краса родимого села. Шотландская песня. Ср. гол. с фп. Л. Бетховен.
3. Верный Джони. Шотландская песня. Ср. гол. с фп. Л. Бетховен.
4. В путь. Ср. гол. с фп. Ф. Шуберт.
5. Желание. Соч. 74 №1. Выс. гол. с фп. Ф. Шопен.
6. Ой, ты, синий вечер. Ср. или выс. гол. с фп. М. Коваль.
7. Извозчик. Ср. гол. с фп. М. Коваль.
8. Про дьяка. Шуточная песня. Гол. с фп. К. Корчмарев.
9. Мы первые из первых. Немецкая революционная песня. Гол. с фп. Лазарев.
10. На баррикады. Польская революционная песня. Гол. с фп. Лазарев.
11. Интернационал. Фортепиано, с текстом для пения. П. Дегейтер.
12. Музыкальный момент. Соч. 94 №3. Для фп. Ф. Шуберт.
13. Смерть Озы. Из сюиты "Пер Гюнт". Для фп. Э. Григ.
14. Музыкальный момент. Для баяна. Ф. Шуберт.
15. 1. Мельник. 2. Менуэт (Ц-дур). Для 2-ряд. гармоники. Ф. Шуберт.
16. Гавот. Для балалайки. Ф. Госсек.
17. Похоронный марш. Из сонаты №12. Для фп. Л. Бетховен.
18. Менуэт. Из сонаты №18. Для фп. Л. Бетховен.
19. Менуэт (A). Для фп. Л. Боккерини.
20. Венгерский танец №7. Для фп. И. Брамс.
21. Две мазурки. Соч. 67 №2. Соч. 7 №5. Для фп. Ф. Шопен.
22. Мазурка. Соч. 67 №4. Для фп. Ф. Шопен.
23. Две прелюдии. Соч. 38 №7, №20. Для фп. Ф. Шопен.
24. Три народные песни. Соч. 38 №2, 12 №5, 17 №3. Для фп. Э. Григ.
25. Листок из альбома. Соч. 12 №7. Поэтическая картина. Соч. 3 №1. Для фп. Э. Григ.
26. Два вальса. Соч. 38 №7, 12 №2. Для фп. Э. Григ.
27. Халлинг. Соч. 47 №4. Для фп. Э. Григ.
28. Два вальса (fis, h). Для фп. Ф. Шуберт.
29. Соч. 68. №16 Первая утрата. №19 Маленький романс. №10 Веселый крестьянин. № 8 Неистовый всадник. Для фп. Р. Шуман.
30. Венецианская баркарола (Песни без слов №12). Для фп. Ф. Мендельсон-Бартольди.
31. Вальс. Соч. 39 №8. П. Чайковский. Грустная песенка. В. Калинников.
32. Конница Буденного. Запевало с хором без фп. А. Давиденко.
33. За окном стучится ветер. Выс. гол. с фп. М. Коваль.
34. Жаворонок. Выс. гол. с фп. М. Глинка.
35. Лихорадушка. Выс. или ср. гол. с фп. А. Даргомыжский.
36. Мельник. Ср. или низк. гол. с фп. А. Даргомыжский.
37. Сурок (По разным странам я бродил). С рус. и укр. текстом. Выс. или ср. гол. с фп. Л. Бетховен.
38. Весна. Выс. гол. с фп. Э. Григ.
39. Песня темного леса. Баритон с фп. А. Бородин.
40. Баркарола. Выс. гол. с фп. Ф. Шуберт.
41. Куда? Выс. гол. с фп. Ф. Шуберт.
42. 3-я песня Леля из оп. «Снегурочка» (Туча со громом сговаривалась). Ср. или низк. гол. с фп. Н. Римский-Корсаков.
43. Песня Хиври из оп. «Сорочинская ярмарка» (Ай да Хивря). Ср. гол. с фп. М. Мусоргский.
44. Мазурка (a). Соч. 68 №2. Для фп. Ф. Шопен.
45. Две прелюдии. Соч. 28 №№ 6(h), 9(E). Для фп. Ф. Шопен.
46. Венецианская баркарола. Соч. 19 №6. (Песни без слов №6). Для фп. Ф. Мендельсон-Бартольди.
47. Всадник. Соч. 68 №23. Для фп. Р. Шуман.
48. Соч. 68. №12 Бука. №36 Песня итальянских моряков. Для фп. Р. Шуман.
49. Две норвежских песни. Соч. 17. №16. Маленькая девочка. №25. Воронья свадьба. Для фп. Э. Григ.
50. Музыкальная табакерка: вальс-шутка. Для фп. Н. Лядов.
51. Осенняя песнь. Соч. 37 bis №10 Октябрь. Для фп. П. Чайковский.
52. Баркарола. Соч. 37 bis №6 Июнь. Для фп. П. Чайковский.
53. 10-й вальс (h). Соч. 69 №2. Для фп. Ф. Шопен.
54. Рондо в турецком стиле (Rondo alla turka). В. Моцарт.
55. Ария Любавы из оп. «Садко» (Ох, знаю я, Садко меня не любит). Ср. гол. с фп. Н. Римский-Корсаков.
56. Баллада (Перед воеводой молча он стоит). Низк. гол. А. Рубинштейн.
57. Азра (Вечерком гулять ходила). Соч. 32 №6. Выс. или ср. гол. А. Рубинштейн.
58. Звонче жаворонка пенье. Соч. 43 №1. Выс. гол. Н. Римский-Корсаков.
59. Вторая песенка Алеши из оперы «Добрыня Никитич» (Расцветали в поле цветики). Выс. гол. с фп. А. Гречанинов.
60. Пастушонок Петя. Песня. Ср. гол. с фп. М. Коваль.
61. На старом кургане. Ср. гол. с фп. В. Калинников.
62. Полюбила я на печаль свою. Соч. 8 №4. Ср. гол. с фп. С. Рахманинов.
...
64. Песенка школьного учителя из оперы «Черевички» (Баба к бесу привязалась). Выс. гол. с фп. П. Чайковский.
65. Бодрость (Mut). Песня. Ср. гол. с фп. Ф. Шуберт.
66. Письмо. Запевало с хором без фп. А. Давиденко.
67. Замучен тяжелой неволей. Обр. Н. Чемберджи и Б. Шехтера.
Солнце всходит и заходит. Обр. Б. Шехтера. Для фп.
68. Траурный марш. Фортепиано. В. Белый.
69. 1. Частушки. 2. Две чеченских мелодии: а) Песня девушки, б) Джигитовка. Для фп. А. Давиденко.
70. Итальянская полька. Для фп. Записал С. Рахманинов.
71. Охотничья песня. Для фп. Р. Шуман.
72. Аллегретто из симфонии №7. Для фп. Л. Бетховен.
73. Полонез (A). Для фп. Ф. Шопен.
74. Тамбурин. Для фп. Ж.Ф. Рамо.
75. Скерцо. Для фп. Ф. Шуберт.
76. Немецкие танцы. Для фп. Ф. Шуберт.
77. Соната №14, ч. 1. Для фп. Л. Бетховен.
78. Экосез. Для фп. Л. Бетховен.
...

ДЛЯ 2-РЯДНОЙ ГАРМОНИКИ

93. Интернационал. П. Дегейтер.
94. Марсельеза. Р. де Лиль.
95. Три революционных песни: 1. Варшавянка. 2. Смело, товарищи, в ногу. 3. Мы - комсомол.
96. Три народных песни: 1. Я вечор, млада. 2. Заиграй, моя волынка. 3. У ворот, у ворот.
97. Две народных песни: 1. От села до села. 2. Ай, утушка луговая.
98. Лихорадушка. А. Даргомыжский. Журавель. А. Аренский.
99. 1. Не гневись, знатный гость. 2. Ходит ветер у ворот. М. Глинка.
100. Мазурка. М. Глинка.
101. Арагонская хота. М. Глинка.
102. Турецкий марш. Л. Бетховен.
103. Крестьянский танец. Л. Бетховен. Вальс. К.М. Вебер.
104. Три немецких танца. Ф. Шуберт.
105. Венгерский танец. И. Брамс.
106. Мазурка №48. Ф. Шопен.
_

...

ДЛЯ МАНДОЛИНЫ ИЛИ СКРИПКИ ИЛИ 4-СТР. ДОМРЫ И 7-СТР. ГИТАРЫ

109. Два контраданса. Л. Бетховен, обр. А. Александрова.
...
112. Хабанера. Из оперы "Кармен". Ж. Бизе, обр. А. Александрова.
113. Мазурка. Из оперы "Иван Сусанин". М. Глинка, обр. А. Александрова.
...
_

125. Хабанера. Из оперы "Кармен". Для фп. Ж. Бизе.
...
129. Два ригодона и менуэт. Для фп. Ж.Ф. Рамо.

ДЛЯ БАЛАЛАЙКИ (НОТНО-ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА)
Переложение Б. Штейнпресса. "Желание" и "Хабанера" - переложение Н. Лукавихина.

130. 1. Море яростно стонало. А. Давиденко. 2. Варшавянка. 3. Смело, товарщи.
131. Узундара.
132. 1. Лихорадушка. А. Даргомыжский. 2. Не гневись. М. Глинка.
133. Тамбурин. Ж.Ф. Рамо.
134. 1. Хабанера из оперы "Кармен". Ж. Бизе. 2. Хор матадоров из оперы "Травиата". Дж. Верди.
135. 1. Желание. Ф. Шопен. 2. Краса родимого села. Л. Бетховен. 3. В путь. Ф. Шуберт.
136. Ария Дон-Жуана. В. Моцарт.
137. Две норвежские песни. 1. Маленькая девочка. 2. Крестьянская песня. Э. Григ.
138. Два танца. 1. Из Иолстера. 2. Халлинг. Э. Григ.
139. Три немецких танца и два экосеза. Ф. Шуберт.
140. Хор из оперы "Снегурочка". Н. Римский-Корсаков.
141. Из финала 7-й симфонии. Л. Бетховен.
142. Ария Фигаро из оперы "Свадьба Фигаро". В. Моцарт.
_

...
149. Крестьянская песня. Э. Григ. Экосез. Ф. Шуберт. Для 7-стр. гитары. Перелож. Н. Розова.
...
157. Слуша-ай! Гол. с фп. Обр. Б. Шехтера.
...
160. Беснуйтесь, тираны. Гол. с фп. Обр. А. Давиденко.
...
162. Марсельеза. Гол. с фп. Обр. Б. Шехтера.
163. Смело, товарищи, в ногу. Гол. с фп. Обр. В. Белого
...
188. Зюлейка. Ф. Мендельсон-Бартольди - В. Гете, пер. Н. Берендгофа.
...
190. По грибы. М. Мусоргский.
...
192. Напiшу пiсьмо дружку (Белорусская). Для гол. с фп. Обр. А. Туренкова.
...
202. Застольная песня (Ирландская). Для кларнета in B с фп. Л. Бетховен, обр. Б.Ш.
...
225. Песня Сольвейг. Для флейты с фп. Э. Григ, обр. Б.Ш.
...
256. Дуэт из оперы "Волшебная флейта". Для мандолины (или 4-стр. домры) и 7-стр. гитары. В. Моцарт, обр. Б. Штейнпресса.
257. Танец из оперы "Волшебная флейта". Для мандолины (или 4-стр. домры) и 7-стр. гитары. В. Моцарт, обр. Б. Штейнпресса.
...
262. Итальянский рабочий гимн. Для 7-стр. гитары. Обр. М. Горбунова.
...
265. Журавель. Вариации на народную тему. Для 7-стр. гитары. А. Аренский, обр. В. Успенского.
...
274. Песнь Сольвейг. Для 7-стр. гитары. Э. Григ, обр. В. Успенского.
...


Scanned content (28)

№№ 1, 9, 10, 13, 17, 21, 22, 25, 26, 29, 30, 37, 38, 42, 52, 54, 55, 62, 65, 74, 78, 99, 101, 157, 160, 162, 163, 190

1. Милее всех был Джемми. Шотландская песня. Ср. гол. с фп. Л.В. Бетховен. М10002Г.

Милее всех был Джемми,
Мой милый, любимый;
Любил меня мой Джемми,
Так преданно любил!
Одним пороком он страдал,
Что сердца женского не знал,
Лукавых чар не понимал,
Увы, мне жаль, мне жаль!

Хоть я любила Джемми
И верно, и нежно,
Но страстным увереньям
Внимала свысока.
Над Джемми зло шутила я,
С Дональдом танцевала я,
Его цветы носила я,
А Джемми прочь гнала.

Ах, если б только знал он,
Как верно и нежно
Его люблю и жажду
Опять свиданья с ним!
Ах, только дайте другу знать,
Что Джемми будет век страдать,
Грустить и слезы проливать
В разлуке без дружка!

9. Мы первые из первых. Немецкая революционная песня. Гол. с фп. Обр. М. Лазарева - пер. Э. Багрицкого. М10008Г.

1. Мы первые из первых,
И страх нам нипочем,
Мы армия заводов,
Идем к плечу плечом.
Лицо в поту рабочем,
Ни хлеба, ни гроша, гроша,
Мозолистой рукою \ 2 р.
Сжимаем ствол ружья. /

2. Стоим, к борьбе готовы,
Чтоб кинуть класс на класс.
Уж близок час суровый -
Буржуев смертный час.
Ни слова нам о мире,
Оно не для бойцов, бойцов.
Нас Люксембург и Либкнехт \ 2 р.
Учили бить врагов. /

3. С тобой, страна Советов,
Идем сквозь гром и дым.
Под знаменем восстанья
Придем и победим.
Вперед, на баррикады,
К сражениям, вперед, вперед.
Под знаменем Советов \ 2 р.
Победа уж грядет. /

10. На баррикады. Польская революционная песня. Гол. с фп. Обр. М. Лазарева - пер. Э. Багрицкого. М10009Г.

1. На баррикады, на баррикады,
Наш стяг свободный кровью цветет.
Через туманы, через преграды
С песней и пулей дружно вперед.

Припев:
Сталь в ладонь,
Бей о бронь,
Брызнет сталь
Искрой в даль.
Жар искры той -
Свет боевой.
За ним восстань,
Огнем пылает рань.

2. Сестры, зовите брата к сраженью,
Чтобы отважным он в битве был,
Пули не трусил, бился и смело
Право на труд и на счастье добыл.

3. Ленину слава и Марксу слава!
Скинем буржуев. Стройся, народ!
Учитесь, познайте дело и слово,
Дело и слово, что в бой ведет.

4. На баррикадах высится знамя,
И серп и молот - пламенный знак.
Ринемся, братья, в битву с врагами.
Слышен победы радостный шаг.

13. Смерть Озы (Из сюиты "Пер Гюнт"). Фортепиано. Э. Григ. М10112Г.

17. Похоронный марш. Из сонаты №12, соч. 26. Фортепиано. Л. Бетховен. М10287Г.

21. Две мазурки (соль минор соч. 67 №2, до мажор соч. 7 №5). Фортепиано. Ф. Шопен. М10278Г.

22. Мазурка (ля минор соч. 67 №4). Фортепиано. Ф. Шопен. М10455Г.

25. 1. Листок из альбома. 2. Поэтическая картина (ми минор). Фортепиано. Э. Григ. М10280Г.

26. Два вальса (ми и ля минор). Фортепиано. Э. Григ. М10279Г.

29. 1. Первая утрата. 2. Маленький романс. 3. Веселый крестьянин. 4. Неистовый всадник. Из альбома для юношества. Фортепиано. Р. Шуман. М10284Г.

30. Венецианская баркарола. Фортепиано. (Песня без слов №12). Ф. Мендельсон-Бартольди. М10285Г.

37. Сурок (с русским и украинским текстом). Выс. или ср. гол. с фп. Л. Бетховен. М10468Г.

Сурок

1. По разным странам я бродил,
И мой сурок со мною,
И сыт всегда, везде я был,
И мой сурок со мною,
И мой всегда, и мой везде, \ 2 р.
И мой сурок со мною. /

2. Господ не мало я видал,
И мой сурок со мною,
И любит кто кого - я знал,
И мой сурок со мною,
И мой всегда...

3. Девиц веселых я встречал,
И мой сурок со мною,
Смешил их я, ведь я так мал,
И мой сурок со мною,
И мой всегда...

4. Прошу я грош за песнь мою,
И мой сурок со мною,
Попить, поесть я так люблю
И мой сурок со мною,
И мой всегда...

Бабак

1. Чи мало я пройшов країи,
А все в моїм звiрятком,
I всюди пив, i всюди їв,
А все в моїм звiрятком,
Я всюди з ним, и завше з ним, \ 2 р.
I все в моїм звiрятком. /

2. Чи мало я панiв зустрiв,
А все в моїм звiрятком,
З них кожний до дiвчат горiв,
А все в моїм звiрятком,
Я всюди з ним...

3. Були й дiвчатка чарiвнi,
А все в моїм звiрятком,
Що вслiд дивилися менi,
А все в моїм звiрятком,
Я всюди з ним...

4. Тепер i ви мене вгостить,
А все в моїм звiрятком,
Бо хлопець любить iсти й пить,
А все в моїм звiрятком,
Я всюди з ним...

38. Весна. Выс. гол. с фп. Оригинал Фа # мажор. Э. Григ. М10469Г.

1. К нам возвратилась снова весна
И все разбудила,
В листяь одела леса и поля,
Цветами покрыла.
С гор побежали, журча, ручейки
Веселой толпою.
Быстро поднялися воды реки
И мчатся стрелою.
В воздухе слышится песнь соловья,
И сердце забилось...
Звуков чудесных природа полна,
Весна возвратилась.

2. Солнце сияет с небес голубых,
Лаская лучами.
Мед хлопотливо сбирая, жужжит
Пчела меж цветами.
Воздух весь полон дыханьем цветов,
Душистым и нежным.
Птички щебечут, порхая с кустов
В весельи беспечном.
Слышится шепот зеленой листвы
Над быстрой рекою.
Все говорит нам о счастьи любви
Весенней порою.

42. 3-я песня Леля из оп. «Снегурочка» (Туча со громом сговаривалась). Ср. или низк. гол. с фп. Н. Римский-Корсаков. М10473Г.

Туча со громом сговаривалась:
Ты греми, гром, а я дождь разолью,
Вспрыснем землю весенним дождем!
То-то цветики возрадуются,
Выйдут девицы за ягодами,
Вслед им молодцы увяжутся.
Лель мой, Лель мой, лёли, лёли, Лель!

В роще девицы все врозь разбрелись,
Кто в кусты, а кто по ельничку,
Брали ягодки, аукалися,
Одной девицы вдруг нет, как нет;
Все-то девицы расплакалися:
Нашу девицу не волк ли заел?
Лель мой, Лель мой, лёли, лёли, Лель!

Повстречался девкам чуж-чуженин,
Чуженинушка, стар-старичок:
Девки глупые, с ума вы чтоль сбрели?
Что за прибыль вам аукаться,
Что за радость ей откликнуться?
Вы б по кустикам пошарили.
Лель мой, Лель мой, лёли, лёли, Лель!

52. Баркарола. Из «Времен года» - Июнь. П. Чайковский. Облегчен. ред. Б.Ш. Для фп. М10605Г.

54. Рондо в турецком стиле (Rondo alla turca). В. Моцарт. Фортепиано. М10607Г.

55. Ария Любавы. Из оперы "Садко". Н. Римский-Корсаков. Ср. гол. с фп. М10637Г.

Всю ночь ждала его я понапрасну.
Куда Садко девался, запропал?
Уже и солнышко восходит.
Да только нет Садка. Тоскует сердце.
Ох, знаю я, Садко меня не любит,
Меня не жаль покинуть муженьку.
Несется мыслью он, что белый кречет,
В чужи края, на синие моря.
О подвигах больших, о славе богатырской
Все думает он думу, повсюду речь ведет одну.
Давно ли называл меня своею ладой,
Часами не сводил с меня своих очей?
Давно ли говорил любовны сладки речи,
Во гусельки играл и звонки песни пел?
Давно ль?
Теперь одна; Садко меня не любит,
Увяла, знать, моя краса.
Меня не любит милый мой,
Ему постыла, видно, я.

62. Полюбила я на печаль свою: Песня старого быта. Ср. или выс. гол. с фп. С. Рахманинов - А. Плещеев. М10644Г.

Полюбила я на печаль свою
Сиротинушку бесталанного.
Уж такая доля мне выпала.
Разлучили нас люди сильные;
Увезли его, сдали в рекруты...
И солдаткой я, одинокой я,
Знать, в чужой избе и состареюсь.
Уж такая доля мне выпала.

65. Бодрость (Mut). Песня. Ср. гол. с фп. Ф. Шуберт. М10647Г.

1. Если снег в лицо летит,
Я его стряхаю;
Если грусть меня томит,
Песню запеваю.

2. Что нам плакать и тужить?
Дело мы поправим.
Охать, ныть и слезы лить
Слабым предоставим.

3. В путь скорей без дальних слов
С бодрыми сердцами!
Если в мире нет богов,
Будем ими сами!

74. Тамбурин. Фортепиано. Ж.Ф. Рамо. М10732.

78. Экосез: Шотландский танец Фортепиано. Л. Бетховен. М10731.

99. 1. Не гневись, знатный гость. 2. Ходит ветер у ворот. М. Глинка. Для 2-рядной венской гармоники. М10879Г.

101. Арагонская хота. М. Глинка. Для 2-рядной венской гармоники. М10881Г.

157. Слуша-ай! Обр. Б. Шехтера - И. Гольц-Миллер. М11214Г.

Как дело измены, как совесть тирана,
Осенняя ночка темна;
Чернее той ночи встает из тумана
Видением мрачным тюрьма.

Кругом часовые шагают лениво,
В ночной тишине, то и знай,
Как стон, раздается протяжно, тоскливо:
Слуша-ай...

Хоть плотны высокие стены ограды,
Железные крепки замки,
Хоть зорки и ночью тюремщиков взгляды
И всюду сверкают штыки,

Хоть тихо внутри, но тюрьма – не кладбище,
И ты, часовой, не плошай,
Не верь тишине, берегися, дружище...
Слуша-ай...

Вот узник вверху, за решеткой железной
Стоит, прислонившись к окну,
И взор устремил он в глубь ночи беззвездной,
Весь словно впился в тишину...

Ни звука. Порой лишь собака зальется...
Да крикнет сова невзначай,
Да мерно внизу под окном раздается:
Слуша-ай...

"Не дни и не месяцы – долгие годы
В тюрьме осужден я страдать,
А бедное сердце так жаждет свободы...
Нет, больше не в силах я ждать.

Здесь - штык или пуля, там - воля святая...
Эх, темная ночь, выручай!
Будь узнику ты хоть защитой, родная..."
Слуша-ай...

Чу... шорох, - вот кто-то упал... приподнялся...
И два раза щелкнул курок...
"Кто идет!.." Тень мелькнула, и выстрел раздался,
И ожил мгновенно острог...

Огни замелькали, забегали люди...
"Прощай, жизнь, свобода, прощай!" -
Вдруг вырвалось воплем из раненой груди...
Слуша-ай!

И снова все тихо. На небе несмело
Луна показалась на миг,
И словно сквозь слезы, из туч поглядела
И скрыла заплаканный лик...

Кругом часовые шагают лениво,
В ночной тишине, то и знай,
Как стон, раздается протяжно, тоскливо:
Слуша-ай!

Из сборника "Песни каторги и ссылки" изд. Вс. об-ва политкаторжан. М. 1930 г.

160. Беснуйтесь, тираны. Обр. А. Давиденко. М11217Г.

Беснуйтесь, тираны, глумитесь над нами,
Грозите свирепо тюрьмой, кандалами;
Мы сильные духом, хоть телом попраны –

Позор, позор, позор вам, тираны.

Пусть слабые духом трепещут пред вами,
Торгуют позорно святыми правами,
Но нас не пугают телесные раны -

Позор, позор, позор вам, тираны.

В рудниках на цепи, за станком и на поле,
Повсюду разносятся песни о воле,
И звуки тех песен доходят до трона -

Позор, позор, и месть вам, тираны.

От пролитой крови заря заалела,
Последняя битва везде закипела,
Пожаром восстанья объяты все страны -

Позор, позор, и смерть вам, тираны.

Из сборника "Песни каторги и ссылки" изд. Вс. об-ва политкаторжан, М - 1930 г.

162. Марсельеза. Обр. Б. Шехтера - П.Л. Лавров. М11219Г.

Отречемся от старого мира,
Отряхнем его прах с наших ног,
Нам враждебны златые кумиры,
Ненавистен нам царский чертог.
Мы пойдем к нашим страждущим братьям,
Мы к голодному люду пойдем,
С ним пошлем мы злодеям проклятья -
На борьбу мы его позовем.

Припев:
Вставай, подымайся, рабочий народ,
Вставай на врага, люд голодный,
Раздайся, крик мести народной:
Вперед, вперед, вперед...

Кулаки-богачи жадной сворой
Расхищают тяжелый твой труд,
Твоим потом жиреют обжоры,
Твой последний кусок они рвут.
Голодай, чтоб они пировали,
Голодай, чтоб в игре биржевой
Они совесть и честь продавали,
Чтоб глумились они над тобой.

Припев.

Тебе отдых — одна лишь могила,
Что ни день - недоимки готовь.
Из тебя богачи тянут жилы,
Царь-вампир пьет народную кровь;
Ему нужны для войска солдаты, -
Подавай ты ему сыновей,
Ему нужны пиры и палаты,
Подавай ему крови своей.

Припев.

Не довольно ли вечного горя?
Встанем, братья, повсюду зараз -
От Днепра и до Белого моря,
И Поволжье, и дальний Кавказ!
На врагов, на собак, на богатых
И на злого вампира царя,
Бей, руби их, злодеев проклятых,
Заблести новой жизни заря!

Припев.

И взойдет за кровавой зарею
Солнце правды и братской любви,
Хоть купили мы страшной ценою,
Кровью нашею счастье земли.
И настанет година свободы,
Сгинет зло, сгинет ложь навсегда,
И сольются в одно все народы
В вольном царстве святого труда.

Припев.

Написана известным русским ученым и революционером П.Л. Лавровым и пелась революционерами на несколько измененный мотив французской революционной песни "Марсельеза", отчего и сохранилось за ней такое название. Очень широкую популярность эта песня приобрела в массовом движении 1905 г.

Из сборника "Песни каторги и ссылки" изд. Вс. об-ва политкаторжан. М. 1930 г.

163. Смело, товарищи, в ногу. Обр. В. Белого - Л. Радин. М11220Г.

Смело, товарищи, в ногу,
Духом окрепнем в борьбе,
В царство свободы дорогу
Грудью проложим себе.
Вышли мы все из народа,
Дети семьи трудовой.
Братский союз и свобода -
Вот наш девиз боевой.
Долго в цепях нас держали,
Долго нас голод томил,
Черные дни миновали,
Час искупленья пробил.
Время за дело приняться,
В бой поспешим мы скорей,
Нашей ли рати бояться
Призрачной силы царей?
Все, чем их держатся троны,
Дело рабочей руки...
Сами набьем мы патроны,
К ружьям привинтим штыки.
С верой святой в наше дело,
Дружно сомкнувши ряды,
В битву мы выступим смело
С игом проклятой нужды.
Свергнем могучей рукою
Гнет роковой навсегда
И водрузим над землею
Красное знамя труда.

Песня написана в 1896 г. одним из участников революционного рабочего движения в Москве - Л.П. Радиным. Первоначально появилась в рукописном виде на фабрике бр. Жиро. Музыка сочинена рабочими.

Для облегчения: ноты, заключенные в скобки, можно не брать.

Из сборника "Песни каторги и ссылки" изд. Вс. об-ва политкаторжан. М. 1930 г.

190. По грибы. М. Мусоргский - Л. Мей. М11351Г.

Рыжичков, волвяночек,
Белыих беляночек
Наберу скорёшенько
Я, млада-младёшенька,
Что для свекра-батюшки,
Для свекрови ль матушки:
Перестали б скряжничать,
Сели быпображничать.

А тебе, немилому,
Старому да хилому,
Суну я в окошечко
Целое лукошечко
Мухомора старого,
Старого, поджарого,
Старый ест, не справится:
Мухомором давится.

А тебе, треклятому,
Белу, кудреватому,
Высмотрю я травушку,
Травушку-муравушку,
На постелю бранную,
Свахой ночкой стланную,
С пологом-дубровушкой
Да со мной ли, вдовушкой.